|
Москву ждет генеральная уборкаИсточник: Cleaning-Portal.ruУже в этом году компании, специализирующиеся на уборке офисных, торговых и жилых помещений, ждут заметного роста спроса на свои услуги. По данным исследования Департамента консалтинга РБК московский рынок охвачен клинерами не более чем на 15%, и те российские компании, которые пару лет назад невозможно было убедить никакими расчетами, сейчас все чаще интересуются услугами профессионалов. Объем заказов у крупных клинеров растет на 30-100% в год, они обслуживают практически все виды помещений: офисные, торговые, жилые, складские и производственные, а также прилегающие к ним территории.
Сегодня на московском рынке, по данным, которые приводит Маргарита Авдеева, генеральный директор компании "Ронова Клининг", действует до 300 компаний (число их может достигать и 500). «Трудно сосчитать, так как много однодневок, купивших одну уборочную машину, которых нет в справочниках, без сайтов и рекламы, – говорит г-жа Авдеева. – Они в основном убирают квартиры. Компаний более серьезных – от 50 до 100. Из них тех, у кого стабильная клиентура, кто активно участвует в тендерах, – не более десятка».
«Чем больше фирма, тем сложнее, и практически всегда выгодней отдать уборку на аутсорсинг, – считает исполнительный директор компании «КлинСтар» Александр Москаленко. – Даже если руководству компании кажется, что собственное оборудование и персонал загружены полностью и не простаивают, – все равно нужно просчитывать, вряд ли в итоге самостоятельная уборка окажется выгодней». Наиболее привлекательным для клининговых компаний является контракт на ежедневное обслуживание объекта. «Хотя наибольшая рентабельность, что вполне закономерно, возможна при производстве разовых работ, компаниям интереснее обслуживать организацию на основе долгосрочного контракта, что приносит не такую большую, но стабильную прибыль», – уверен генеральный директор «Каскад-Холдинга» Владислав Осипов.
Главным образом, спрос на клининговые услуги распределяется между торговыми и офисными помещениями – в совокупности эти два сегмента занимают 80-85% рынка. Остальные 15-20% приходятся на промышленный и транспортный сегменты, медицинские и образовательные учреждения, жилые помещения, а также объекты досуга. Те торговые центры и супермаркеты, которые были построены после 1998 года, обслуживаются клининговыми компаниями почти на 100%. Это самый охваченный сегмент рынка, он также является наиболее структурированным и высококонкурентным на клининговом рынке Москвы. Если в сегменте офисных помещений работает множество клининговых компаний, обслуживающих и мелкие офисы, и монстров ТЭК, то торговые центры поделены между небольшой группой компаний. «Ситуация на рынке сейчас такова, что кто не попал в сегмент торговых центров на протяжении последних трех лет, тот туда уже никогда не попадет. Создание этого альянса закончилось три года назад», – констатирует генеральный директор компании «Кристанваль» Олег Попов.
Большинство игроков, действующих на столичном рынке клининга, не специализируется на конкретных объектах либо видах услуг. Все стараются расширить сферу своей деятельности. Вслед за бумом торговых центров клинеры ожидают увеличения инвестиций в промышленном секторе и, как следствие, роста спроса на клининг-услуги со стороны заводов. «В прошлом и в этом году в Московском регионе открылся десяток заводов, – отмечает Александр Москаленко. – Если это иностранные или совместные предприятия, то большинство из них использует профессиональный клининг. В последнее время появляются среди промышленных предприятий и российские заказчики. Но более емким промышленный сегмент является все-таки не в Москве, а в регионах».
«Из новых сегментов на рынке клининга услугами профессиональных компаний начинают пользоваться вузы (они имеют такую возможность благодаря средствам от коммерческого образования), – отмечает Маргарита Авдеева. – Среди медицинских учреждений также есть много коммерческих. Для них клининг очень важен, поскольку гигиена – составляющая часть их услуги. Даже бюджетные больницы уже находят средства для клининга и являются для компаний вполне рентабельными объектами. Пока не охвачено среднее и дошкольное образование – там слишком низкий бюджет на уборку. В США же этот сегмент полностью обслуживается клининговыми компаниями». «В недостаточной степени, на наш взгляд, опыт и резервы клининговых компаний используются в транспортной отрасли, – говорит Владислав Осипов. – В достаточно полном объеме возможности привлечения уборочных компаний на принципах аутсорсинга используют авиакомпании – для уборки как аэропортов, так и салонов самолетов. А железнодорожный и водный транспорт только начинают очень осторожно осваивать эту практику».
Заказы не от корпоративных, а от частных клиентов интересуют крупных игроков существенно меньше, часть из них вообще не предоставляет услуги физическим лицам. «Когда корпоративный рынок растет такими темпами, заказы в 150-200 долларов крупным компаниям не интересны, – поясняет генеральный директор компании «Премьер-Сервис Клининг» Виталий Соколов. – К ним, вероятно, обратятся, когда разберут корпоративных заказчиков». Спрос со стороны частного сектора на московском рынке сегодня не превышает 5%. «Уровень жизни многих москвичей давно сравнялся с аналогичным показателем на Западе, – говорит Владислав Осипов. – Но приглашать для уборки дома или квартиры клининговую компанию – такой моды, а тем более национальной привычки, пока нет. Между тем квартиры в современных московских домах не уступают офисным помещениям в бизнес-центрах, а нередко и превосходят их по площади и по сложности отделки».
На обслуживании частного жилья специализируются, как правило, мелкие или средние фирмы. «Основной объем заказов приходится на послестроительную уборку, так как это наиболее сложно сделать самим хозяевам, – рассказывает директор компании «Диана-Офис-Сервис» Людмила Табалова. – Есть клиенты, которые заказывают услуги регулярно, с периодичностью раз в сезон, в квартал. Но все это спецработы – генеральная уборка, химчистка ковров и мебели, мойка окон. Постоянная уборка частного жилья клининговыми компаниями не ведется. Для постоянной уборки частным лицам выгодней нанимать горничных, домработниц».
По словам генерального директора компании «Артклин» Сергея Ольшанского, один из факторов развития сегмента частного жилья – это привлечение клининговых компаний к работе в секторе ЖКХ. «Обслуживая жилые дома, компания будет находиться для его жильцов в зоне шаговой доступности, и это существенно снизит цены на уборку частных квартир, – считает г-н Ольшанский. – В секторе ЖКХ клининговые компании за те деньги, что выделяются ДЕЗам, смогут рентабельно работать (причем с более высоким уровнем качества) – благодаря технологиям, оборудованию, более производительной технике». В связи с проводимой реформой жилищно-коммунального хозяйства, а также в результате деятельности Ассоциации русских уборочных компаний (АРУК) привлечение к уборке муниципального жилья профессиональных компаний в скором времени станет довольно массовым. «12 апреля нынешнего года правительством Москвы принято постановление о передаче на обслуживание профессиональным клининговым компаниям Москвы части объектов ЖКХ, – напоминает генеральный директор клининговой компании «Примекс», президент АРУК Юрий Рябичев. – Эксперимент рассчитан на 5-10% муниципального жилья, компаниям-участникам будет выделяться по 20-40 домов. Это то количество, которое должно обеспечить компаниям рентабельность работы».
Перспективы рынка клининговых услуг компании оценивают весьма оптимистично. «Можно с уверенностью сказать, что клининговые компании, обслуживающие корпоративных клиентов, будут значительно увеличивать свои объемы еще 5-7 лет. Небольшие компании, имеющие на своем балансе несколько стационарных объектов, в скором времени или перепрофилируются, или прекратят свое существование из-за большой конкуренции на рынке, – считает Владислав Осипов. – Темпы роста прогнозировать трудно. Понятно, что они будут превышать темпы роста рынка недвижимости в Москве. В среднем рынок растет сейчас на 30-40% ежегодно, и условий для торможения не предвидится. К факторам, позволяющим добиться таких результатов, следует отнести интенсивное строительство в Москве. Клининговые компании берут на обслуживание не только новые объекты, но захватывают весь рынок недвижимости. Эксплуатационным компаниям и владельцам зданий удобнее переложить уборку на плечи профессионалов и забыть об этой проблеме, что позволяет сконцентрироваться непосредственно на своем бизнесе».
По данным исследования Департамента консалтинга РБК
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|